Труженики тыла… Некоторым к началу войны было 9-11 лет. Лидии Петровне Андреевой, из села Байдары, Половинского района, в июле грозового 1941г исполнилось девять. Так с двумя классами образования и пошагала в трудовую жизнь.
И предыдущие-то годы не были особо благополучными. Отец Петр Фадеевич умер в 1938. Мама Анфиза Алексеевна, как и многие женщины той поры, от темна до темна, пропадала в колхозе. Лида с братом Толей, что на четыре года моложе сестры, познали и голод, и холод. Пустой зеленый суп из хряпы свеклы (да еще и с листьями картошки почему-то) вспоминается с отвращением, а лепешки из только что найденной в огороде мороженой картошки были действительно вкусными. Слова «ни одеть, ни обуть»- тоже из жизни: выпал первый снег, а Лида в школу прибежала босиком. Учительница Христина Ефимовна Шатилова дала ей в тот день обрезанные валенки - согреть ноги. Дома тоже грелись, как могли - спали с братом, бывало, в русской печке.
Детские воспоминания о начале войны связаны с летящими с гулом «из-за осинового колка» самолетами (просто «осиновый колок»- на востоке от села).
-Дядюшку Евдокимова Захара Алексеевича, маминого брата, призвали в Красную Армию через неделю после его свадьбы,- вспоминает Лидия Петровна. Письма были, сообщал, что служит в разведке. Последнее было из под Смоленска.
Когда народу в селе совсем поубавилось, в колхоз взяли чуток повзрослевших девчонок. И многие из них работали на прицепе у тракториста Виктора Павловича Гетманова в колхозе «Молот».Лидия Петровна- тоже в их числе .
-Первым трактором был ЧТЗ, который «топился» чурочками. Бак в который забрасывали топливо был на подобии русской печки рядом с сиденьем тракториста. Ему-то тепло, а прицепщицам на плуге – не очень. Холод не бодрил - ох как же спать ночами сильно хотелось!
Хотя был и другой источник бодрости-волки. Тьма их была и в лесах, и в деревне пакостили- рассказывает Лидия Петровна. В «Молоте» на полевом стане, что за Булановкой, стоял дом пятистенок, была баня, колодец. А каша ржаная вкуснющая какая была, вот прямо сейчас бы с удовольствием той каши поела. А трактор, кстати, был бракованый, его так обратно в Челябинск и отправили на переплавку .
А после войны в Челябинск попытать городской жизни пошла и Лидия Петровна. В прямом смысле этого слова - пешком, с коровой в поводу. На девятые сутки уже на месте были.
- Это наш зять, муж моей старшей сестры по отцу, Павел Утков, приехал в гости к родителям в Золотое из Челябинска. А те благословили ему корову с собой взять. Вот так и я к ним в попутчики попала. В пути не в каждой деревне пускали на ночлег. А кто пускал - те и нас покормят, и корову помогут подоить и напоить.
В Челябинск в то время многие из деревень уезжали на строительство заводов. Я в 26 цехе работала помощницей каменщика. Больше пяти лет там прожила. Зачем обратно в деревню вернулась?- до сих пор не пойму. Видно коров доить была судьба моя. Так до пенсии в животноводстве и проработала.
В её 85 лет читать с интересом от корки до корки районку и «»Меридиан» не каждому по силам.
-А «Российскую газету» не читаю, там «политики» много, книжку Люды Плотниковой про Байдары вот с радостью прочитала. Там ведь и про моих предков со стороны отца есть факты. Из чухонцев они были. Это и мама моя в детстве моем говорила мне, да и меня, бывало, в сердцах так называла.
Осталось спросить: «Как о Победе узнали в деревне? Помните?»
- Как не помнить радость такую и ликование? Помню! Митинг был на площади, «ура» кричали, шапки вверх кидали. И жгли не то свечи, не то лучинки. Не дай бог больше такой беды ни детям, ни внукам, ни правнукам, какую мы пережили!
Уж внуками и правнуками Лидия Петровна богата. И их вниманием она не обделена.
Светлана Воинкова ,с.Байдары. Из газеты «Вестник района». Фото автора