Курганское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
 
+7 (3522) 45–75–04
+7 (3522) 45 - 86 - 47
E-mail: veteran45-oblsovet@rambler.ru
Курган,
Рихарда Зорге,39
 22 каб. 27 каб. 22а каб. 2 этаж

Рожденный в зареве войны

13.07.2021
Рейтинг

Летом 1941-го родился будущий флагман зауральского машиностроения – Курганский Завод Колесных Тягачей 

      Как все начиналось

    80 лет назад июньской ночью фашистская Германия напала на Советский Союз. Одним из решающих факторов будущей победы стала успешная эвакуация промышленных предприятий из фронтовой зоны. Уже 24 июня 1941 года создается Совет по эвакуации. По оценке отечественных и зарубежных историков «эвакуацию промышленности во второй половине 1941 и начале 1942 годов, ее «расселение» на востоке следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны». 

   За лето и осень из фронтовой зоны было вывезено более двух с половиной тысяч предприятий. В Курган эвакуировался в числе других предприятий один из крупнейших в Белоруссии заводов - «Гомсельмаш». Прибыли эшелоны с оборудованием, квалифицированными специалистами. В результате слияния местного машиностроительного завода и Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения, в июле 1941-го образовалось предприятие «Уралсельмаш». 

    Первый директор «Уралсельмаша» (в военное время завода №707) Анцель Генкин прибыл в Курган с первыми эшелонами. Оперативная и четко организованная работа по развертыванию завода позволила уже 26 августа 1941 года отправить первую партию боевой продукции на фронт. За успешную работу завод пять раз завоевывал переходящее Красное Знамя ЦК ВКП(б), Государственного Комитета Обороны, ВЦСПС и Министерства вооружения. 

   После войны завод №707 перешел на выпуск мирной продукции и первое десятилетие развивался на площадке нынешнего «Кургансельмаша». В январе 1950-го Министерство сельского хозяйства издает приказ о разделении завода на два самостоятельных предприятия: «Кургансельмаш» остается на старой площадке, «Уралсельмаш» переезжает на новую и через некоторое время преобразуется в Курганский завод колесных тягачей.

     В память о героической истории.

     Курганский городской Совет ветеранов в память о достижениях многотысячного коллектива одного из заводов, рожденных в зареве войны, решил провести памятную встречу с ветеранами - бывшими работниками знаменитого предприятия. 24 июня в зале промышленного техникума впервые за многие годы после ликвидации Курганского завода колесных тягачей представители этого коллектива, товарищи по совместному труду встретились под одной крышей. 

   Председатель городского совета ветеранов Владимир Петрович Дударев, приветствуя ветеранов и учащихся техникума, назвал 80-летие рождения одного из градообразующих предприятий Кургана - одним из самых знаменательных событий 2021 года. Он выразил признательность всем поколениям заводчан: тем, кто создавал завод и тем, кто приумножал его славу. Творческое приветствие участникам встречи представили коллективы художественной самодеятельности городского Дома народного творчества и досуга. 

    Встреча вызвала массу положительных эмоций у всех ветеранов завода. Сколько прозвучало воспоминаний о людях, с которыми работали, сколько было названо имен замечательных профессионалов - мастеров своего дела, мудрых руководителей и классных рабочих с высокой профессиональной культурой, сколько вспоминалось примеров курьезных и серьезных случаев из жизни трудового коллектива. 

     Духовные скрепы 

   Об истоках зарождения трудовых традиций и трудовой доблести заводчан говорила Нелли Николаевна Ладыгина: «Потомки должны знать героическую историю завода «Уралсельмаш», как люди «на своем горбу» переносили оборудование, как работали практически под открытым небом, когда металл пристывал к рукам. Лозунги, бывшие в то время, – это те скрепы, которые духовно сплачивали людей, особенно молодежь. «Все для фронта, все для победы», «Не уходи с рабочего места пока не выполнил задание фронта». Завод - это ни с чем не сравнимый коллектив, это особое сообщество, семья всех поколений, где царствует особый дух дружбы, любви, взаимопомощи».

    Россия должна быть мощной

  Эмоциональное выступление Петра Кирилловича Гринюка, вся трудовая биография которого связана с заводом Кургансельмаш, было наполнено болью. Вспоминая долгие и счастливые годы работы, наполненные жаждой профессионального роста, развития, преодоления, трудовых достижений, он с сожалением констатировал, что на месте флагмана курганского машиностроения – завода колесных тягачей сегодня расположены не современные промышленные предприятия, а торговые центры. «Под лозунгами либеральных ценностей мы разрушили заводы, растворили людей и традиции. Россия должна вновь стать мощной державой, иначе ей не выжить – она слишком большая. Надо строить новую жизнь, извлекая уроки из истории» 

   Я ни за что не променяю… 

   Виктор Алексеевич Скворцов, бывший секретарь комитета комсомола предприятия, вспоминал о заводе, как о родной семье: «Даже когда судьба разбросала нас в другие сферы, мы сохранили в себе приверженность к нашему заводу, который нас объединил и воспитал. И я, как в песне, «ни за что не променяю ту заводскую проходную». Наш завод – это семья. Меня здесь научили главному – ценить и понимать людей. Я гордился тем, что в составе комитета у меня были лучшие парни: Юрий Набатников – на груди орден Трудового Красного знамени, Коля Евдокимов – орден Славы, Витя Слепцов - победитель всех трудовых конкурсов. Недаром переходящее Красное знамя горкома комсомола всегда было у нас на заводе. Плохо, что нынешняя молодежь не знает о том, как мы жили, как радовались жизни. У нас было всё: лыжная база, водная станция, Дворец спорта, Дворец культуры, пионерский лагерь, база отдыха, духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль, училище по подготовке молодых специалистов. Мы жили полной жизнью, любили свой завод и добивались больших успехов. 

    Карбышевцы 

  Об истории присвоении заводу КЗКТ имени генерала-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева и патриотическом воспитании рабочей молодежи, напомнила бывший редактор газеты «Заводская жизнь» Светлана Андреевна Мерзлякова. Она отметила, что газета, родившаяся в 1950 году, отражала всю жизнь коллектива. Когда родилось движение «Юные карбышевцы», которое стало первым неформальным патриотическим движением в стране, объединившим рабочие коллективы и школьников, редакция завязала переписку более чем с 300 школами Советского Союза. Ребята изучали биографию Героя, его подвиг. Зимой 1982 года завод принимал у себя IX слет «юных карбышевцев». Проводились спортивные турниры в его память, лучшим рабочим вручалась премия имени Д.М. Карбышева. 

    Завод – это город в городе 

   Матвей Гаврилович Матвеев, секретарь парткома предприятия: - Самое главное в любой сфере деятельности – это люди. На КЗКТ было 10700 работающих. Завод был действительно флагманом зауральского машиностроения. Мы выпустили тысячи тягачей и броневиков. На заводе был полностью законченный технологический цикл, очень мощная литейка, производственные цеха, развитая социальная сфера: 64 жилых дома, семь садиков, стадион, профилакторий, семь общежитий. И на все хватало денег. Существовала развитая система наставничества. Рабочих уважали, ценили, поддерживали. 1358 человек были членами компартии, 53 партийных организации. 

   Председатель профсоюзного комитета Василий Павлович Бобров: - История профсоюзной организации идентична истории завода. Вся «социалка» управлялась профсоюзом: культура и физкультура, отдых и спорт, соревнования трудовые и спортивные, садоводческие кооперативы и трудовые награды… 450 участков бесплатно были выделены для заводчан под коттеджное строительство, 650 человек, не считая имевших правительственные награды, стали ветеранами труда. Когда физический и умственный труд объединяются с социально-культурными потребностями, в коллективе создается неповторимая атмосфера удовлетворенности жизнью. 

    Вместо эпилога 

   Разговор продолжился за чашкой чая, где вновь ветераны говорили о важности сохранения для будущего памяти о заводе. Предложено создать и разместить в исторических местах Кургана мемориальные доски. Обращаясь к молодежи, ветераны призывали их учиться, осваивать профессии, быть активными гражданами, знать и гордиться славной историей курганского машиностроения.

Сайт городского Совета ветеранов

 

 

Возврат к списку