20.04.2025
Рейтинг
Когда Елизавета Алексеевна и Юрий Михайлович слышат народную присказку «Любовь – не картошка», то смеются – еще какая картошка-то! Именно через нее и познакомились они много лет назад, расписались в паспортном столе и идут эти десятилетия одной семейной дорогой.
Приехав почти сразу после войны в незнакомую обоим Сибирь, в рабочий поселок Варгаши, о существовании которого, как и Курганской области, они даже и не слышали, Семеновы в результате обрели вторую родину, стали гордостью Варгашей и завода противопожарного специального оборудования. Песня про заводскую проходную, что в люди вывела, – это их история.
Елизавета
Ну, мужики, говорят, что скоро придет к нам в цех новый специалист по сварке, с образованием! – переговаривались в один из обеденных перерывов рабочие сварочного цеха завода. – Это хорошо, что с образованием, будет с кем посоветоваться в трудном случае, да и специалист есть специалист, а не самоучка.
И когда новый техник-технолог сварочного производства вошел в цех, то онемели даже балагуры.
А как сразу-то найдешь слова, когда вместо представляемого парня с крепкими руками, которыми удобно держать сварочный аппарат, вошла маленькая, худенькая, большеглазая девчонка. Правда, вскоре рабочие признали: хоть и маленькая, да удаленькая, рукам детской варежки хватит, а характер крепкий.
Разное случалось, – вспоминает первые годы работы Елизавета Алексеевна, которая и была тем самым долгожданным специалистом. – Один раз мне даже бойкот объявили и угрожали, потому что очень уж я дотошно проверяла выполнение нормы и качество работы в цехе, где делали пожарные емкости на автомобили. Но не на ту напали! Да и только раз такое случилось. Коллектив был на заводе замечательный, по-человечески крепкий, сплоченный военным и послевоенным лихолетьем, друг другу все помогали, заботились. И нас, молодых специалистов, сразу взяли под опеку. Что могло напугать девятнадцатилетнюю Елизавету, которая свое детство подарила войне? От каких трудностей она могла спрятаться, если жизнь научила не бояться работы и довольствоваться малым с детских лет? Если приходилось ей, восьмилетней девчонке, по нескольку часов на морозе стоять в очереди за хлебом, потому что мама сутками работала. Если мечта в те годы была не о новом платье или сапожках (всю войну проходила в единственных валенках), а о том, чтобы просто наесться. Что могло смутить, если через их поселок Навалино на Нижегородчине шли маршевые роты и детские уши слышали не только стихи, которые учили в школе, но и забористый солдатский мат? И все же в Сибирь девушка поехала со слезами.
Первым моим рабочим местом стал Нижегородский судостроительный завод, там суда делали, такие масштабы! А когда диплом был на руках, отправили нас с подругой Раей Миловой по распределению в неведомые нам Варгаши. Тут и разревелась: страшно было и очень не хотелось расставаться с папой – он вернулся с войны инвалидом. Хотелось быть с родителями, чтобы общаться с папой (он вскоре после моего отъезда умер) и помогать маме. Но распределение есть распределение.
Впрочем, девичьи слезы высохли быстро – не было времени их лить. А первая встреча с заводской проходной прошла у девчонок под заливистый смех.
Приехали мы в выходной день и, конечно же, со станции – сразу на завод. Пришли, а двери на замке. Вот и напал смех на нас: мол, без оркестра молодых специалистов встречают.
А затем заводская проходная встречала Елизавету Алексеевну на протяжении 35 лет. В эти годы вместилось многое: техник-технолог, старший инженер техотдела, начальник отдела труда и заработной платы. Семенова была одной из первых в зауральском заводском сообществе, кто с нуля начинал осваивать новую систему оплаты труда. На замену ей присылали двух мужчин – не выдержали, сбежали. В результате ее, поначалу назначенную начальником отдела с приставкой и.о., в должности утвердили. И очень берегли – стала таким профессионалом, что ее ценили в министерстве, отправляли в командировки на другие заводы в помощь, где даже пытались её переманить. Да только никакими посулами меня с родного завода было не выманить, – говорит ветеран. – Это же не просто завод, это была моя семья и сейчас ею остается – о нас молодое поколение заводчан и руководство не забывают.
Юрий
В далекое от Тверской области Зауралье в 1953 году направили сразу несколько выпускников Калязинского машиностроительного техникума. А добрались до станции назначения только двое – Юрий Семенов с другом Владимиром. Их товарищей напугали и долгая дорога в плохо отапливаемом поезде, и голод-холод, а самое главное – неизвестность. Потому на разных станциях и растерялись молодые специалисты – кто отстал от поезда случайно, кто специально. А Юрий и Владимир приехали. Потому что были очень ответственные, да и за спиной семьи, которым нужно было помогать.
Отец Юрия Михайловича погиб на фронте, на руках матери осталось трое детей. Потому не с руки было парню Сибири бояться, а именно так ребята считали, отправляясь в Курганскую область. И когда им дали комнату в заводском общежитии, посчитали, что все в жизни сделали правильно. Так и вышло. Во всяком случае, у Юрия Михайловича, который, как и Елизавета Алексеевна, считает Варгаши своей второй родиной. Да что второй – давно уже первой. – Помню свои первые шаги на заводе. Меня определили сначала нормировщиком в ремонтно -механический цех.
. Ну я и стал объемы выполненных работ расценивать по всем нормативам. Помню, токарь Ефрем Бельчаков (он в Варгаши вместе с заводом был эвакуирован из Торжка в начале войны) посмотрел на листок, где я его работу расценил, и демонстративно его выбросил. Словом, притирка шла. Но люди работали замечательные, почти всех до сих пор помню. Например, слесарей братьев Архиповых.
Александр Артамонович был участником Великой Отечественной, цельные люди были. Юрий Михайлович был специалистом по ремонту станков. И пошла его профессиональная дорога такой тропой: нормировщик – специалист техотдела – мастер механического цеха – механик. Всю жизнь главным для Семенова было – чтобы станки работали. И он с этим успешно справлялся на протяжении 41 года! Именно таков его заводской стаж.
Семья Любимый праздник Семеновых сегодня – Рождество. Потому что оно дарит надежду на что-то хорошее, но главное – собирает за столом всю дружную семью: дочерей Елену и Ольгу, которыми родители гордятся, уже выросших любимых внуков и бесконечно дорогих правнуков.
И в такие моменты младшее поколение нет-нет да и просит бабушку и дедушку еще раз рассказать об их юности и любви, которая до сих пор светится в глазах обоих. Они и рассказывают – как познакомились на заводе, как жили в одном общежитии и на свидания ходили на лестничную площадку.
Елизавета Алексеевна, приехавшая в Варгаши раньше будущего мужа, со смехом вспоминает, как к ней засылали сватов, а у нее ни к кому душа не лежала.
– Бывало, иду с работы, а соседка, баба Физа Менщикова, караулит меня, сообщает: не ходи, мол, опять сваты тебя дожидаются.
А вот когда Юрий Семенов после недолгих ухаживаний сказал, что надо расписаться, – согласилась. Ему предстояло идти в армию (16 ноября поженились, а 19 ушел на службу), вот и решил, что так надежней будет, хотя и сегодня говорит, что в верности невесты не сомневался.
«Вот теперь, дочка, узнаешь цену солдатским письмам», – сказала тогда мама, вечная солдатка, ждавшая мужа с трех войн.
И Елизавета тоже ждала (молодого супруга отправили в Хабаровский край). И о таком быстром замужестве не жалеет. Семеновы говорят, что их чувства проверены временем и жизненными радостями и испытаниями. Потому, выдавая в свое время замуж дочерей, гуляя на свадьбах внуков, обязательно наказывали молодым: беречь друг друга, доверять, уважать и всегда помнить, что рядом родной человек, которого и простить можно, и пожалеть, если нужно. Несмотря на свои за 90 Елизавета Алексеевна живёт активно. Интересуется делами родного завода и посёлка, области и страны.
А как картошка-то «обручила» молодых, интересуюсь напоследок у супругов.
- Да голодные ж мы в то послевоенное время постоянно были, говорит Юрий Михайлович. Денег не было, продуктов в магазине – тоже, на заводе работали физически, да и молодые... А тут идем с другом по коридору общежития – с кухни вареной картошкой так вкусно пахнет! Не удержались да и утащили чугунок. Тем более знали, чей он, нравились нам эти две подружки. В общем, съели. Ну а после этого как было не жениться?
– Хитрецы, – звонко смеется от воспоминаний Елизавета Алексеевна. – Как сейчас помню: в коридоре свет выключили, дверь приоткрылась, и рука просунула в нашу комнату пустой чугунок, один запах от картошки-то остался. А потом стал меня на свидания приглашать – на лестницу в общежитии. С тех пор в гости чайку попить заходил уже на правах жениха.
Такая вот история о замечательной семье Семеновых, заводе, любви и картошке.
Галина Абрамова.
К сожалению, Юрия Михайловича сегодня нет рядом с Елизаветой Алексеевной, но до сих пор в своём сердце она хранит любовь и тепло к нему.
Дочери супругов Семёновых с теплотой говорят о своих родителях : -Что можно сказать о маме. Мама для каждого самый дорогой человек. Вот и для нас мама и папа самые дорогие на свете люди. Да – мама и папа, они всегда были для нас одним целым, невозможно представить их друг без друга. С теплотой вспоминаем своё счастливое детство. Мы постоянно чувствовали заботу мамы и папы, знали, что у нас есть опора и защита. Мы всегда были вместе на даче, в лесу, на рыбалке. Родители своим примером учили нас всему. У них мы научились любить природу, работать на земле, ценить дружбу, бережно относиться друг к другу. Даже повзрослев, мы всегда чувствовали поддержку родителей в любой трудной жизненной ситуации. Хватало у них доброты и тепла и для внуков, и для правнуков. И сейчас мама переживает за каждого из нас, не забывает никого. Часто мы слышали от мамы поговорку: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Они с папой жили по этому принципу всю жизнь, и нас учили этому. Их всегда окружали добрые и верные друзья. И до сих пор рядом с мамой добрые и отзывчивые люди. Многие из них намного моложе её, но мама для всех находит слова поддержки и добрый совет. Наша мама самый весёлый и оптимистичный человек. До сих пор ей доставляют огромное удовольствие поездки за грибами и рыбалка.
Мы всегда поражаемся её способности стойко переносить все трудности в жизни, её умению радоваться каждому новому дню.
Что ещё сказать о маме? Мама всегда была и будет самым дорогим и любимым нашим человеком!